Как сделать корабль в бутылке своими руками. Как самом сделать сувенирный “кораблик в бутылке”. Корабли в бутылках и современность

– настоящая наука, которая была постигнута людьми несколько веков назад.

История ремесла

Принято считать, что впервые помещать в бутылки маленькие модели кораблей научились в Европе, примерно в XVII-XVIII столетии. Причем занимались таким ремеслом в основном моряки, которые не знали, чем занять себя в штиль во время дальнего плавания.

Традиционная игра в кости и распитие рома, как оказалось, было не единственной перспективой в таком случае, многих «морских волков» тянуло к прекрасному. Именно благодаря им возник данный вид ремесла и со временем достиг огромной популярности во всем мире.

– извечная и благодатная тема в искусстве, которая всегда находит отклик в сердцах. Кроме кораблей, в бутылки помещали целые композиции: сцены морских баталий, панорамы портов, модели и многое другое.

Главным условием было установить созданную модель в бутылку таким образом, чтобы не повредить и не разбить ее. Стоит отметить, что справиться с такой задачей могли только настоящие мастера, которые с ювелирной точностью создавали свои шедевры.

Способы изготовления кораблей в бутылке

Как и несколько веков тому назад, судомоделизм – это сугубо ручная работа. Для изготовления парусных корабликов в наши дни используются более современные инструменты и материалы, однако технологический процесс практически не изменился. Чтобы создать свой шедевр, придется много часов провести за кропотливой и сложной работой.

Современные мастера, как и их предшественники, знают несколько способов размещения парусника в бутылке. Самый простой из них заключается в создании складного кораблика, который помещается в стеклянную емкость в разобранном виде.

Мачту парусника аккуратно наклоняют и складывают вдоль корпуса, через горлышко устанавливают его в бутылке, затем бережно расправляют мачты с парусами с помощью специальных нитей, предусмотрительно выведенных наружу. Как только корабль принимает должный вид, все нити срезаются.

Есть и другие способы, гораздо более сложные. Мастера, занимающиеся подобным искусством, не ищут легких путей и всячески усложняют себе задачу. Чтобы разместить модели кораблей в бутылках, используются всевозможные хитроумные крепления и механизмы, системы невидимых ниток и магнитиков. Полученный результат неизменно вызывает восторг и удивление окружающих.

Корабли в бутылках и современность

Только избранные способны заниматься подобным ремеслом, посвящая ему время и отдавая силы. в бутылках собирают коллекционеры, их также можно увидеть в экспозициях разных музеев мира.

Многие люди всю свою жизнь увлекаются подобным хобби и даже делают его вполне прибыльной профессией. Одним из известнейших на планете мастеров данной отрасли признан Гарри Энг - обычный школьный учитель, который на протяжении жизни создал примерно 700 уникальных бутылок с самыми разными объектами внутри.

В довольно тесных стеклянных емкостях он ухитрялся разместить обычные садовые ножницы, навесные замки, колоды карт, небольшие книги и многие другие предметы. Его фирменной фишкой были завязанные внутри бутылки крупные , которые никак нельзя было протолкнуть через тонкое и узкое горлышко. В 1996 году этот удивительный мастер умер и унес с собой в могилу большую часть своих секретов.


«Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, «запузыривания» модели в бутылку. У каждого мастера она своя. Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заделывая швы. Но высший пилотаж - парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли - очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки.
Одна из версий - мастера аккуратно отпиливают донышко, а потом, поместив игрушку внутрь, приклеивают его обратно. На самом деле все гораздо интереснее..

Фундаментальный закон: Твори что хочешь, но не пытайся разрезать бутылку! (В крайнем случае разбей ее, если уж совсем ничего не получилось).

Способ — I (Традиционный)

Этот способ является самым распространенным среди моделистов. Работа не требует сложных инструментов и навыков. Необходимы только аккуратность и терпение. Начинать работу лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в нужный цвет, устанавливают мачты, рангоут, такелаж и все необходимые детали. Не пугайтесь, все эти работы нужно делать на рабочем столе, а не внутри бутылки. Необходимо только в процессе работы время от времени проверять свободно ли проходит полностью укомплектованная модель в горлышко бутылки.


Изготовление корпуса — очень важная часть работы. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать уже (не в смысле уже делать, а в смысле делать уже) , чем он должен быть по чертежу (чтобы он свободно проходил в горлышко бутылки), все остальные детали необходимо, по возможности, изготавливать в точном соответствии с чертежами. Только так можно сделать хорошую модель корабля.


Теперь займемся мачтами, ведь именно в них заключен секрет. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля.

Существует множество различных конструкций шарниров, но прежде, чем выбрать готовый, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое.

Тут можно придумать много интересного. Не следует забывать лишь об одном: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Можно, например, окрасить мачту, вместе с шарниром, в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того как мачта займет вертикальное положение и многое другое.

Установив на место мачты, прикрепляют ванты и фордуны. Теперь нам становится видно, что парусник, со сложенными назад мачтами, легко проходит в горлышко бу-тылки! Однако, штаги, если их закрепить жестко, помешают мачтам сложиться назад. Чтобы этого избежать, нижние концы штагов не приклеивают окончательно, не обрезают, а оставляют длинными и, пропустив сквозь специально приготовленные отверстия (на бушприте или на палубе модели), выводят из бутылки наружу. Разумеется, штаги должны быть достаточной длины, чтобы потянув за них, можно было установить мачты в вертикальное положение.

Эти нити мы обрежем, предварительно закрепив их капельками клея, уже в самом конце работы. Потянув за нить, можно установить мачту в вертикальное положение.

Нельзя забывать о парусах и прежде чем помещать корабль в бутылку нужно, конечно, прикрепить паруса, вместе с реями, брасами, шкотами, и остальным бегучим такелажем. Начинающему моделисту, для своей первой работы, лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. Тогда установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. В этом случае, возможно, придется некоторые элементы бегучего такелажа проводить способом, аналогичным способу проводки штагов, то есть пропустив сквозь отверстие в корпусе корабля, вытянуть наружу (описываемый способ сборки корабля в бутылке и здесь позволяет получить неплохие результаты).

После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают и удаляют. Модель почти готова, мы не упомянули лишь о том, как закрепить корпус корабля внутри бутылки. Многие моделисты любят изображать море, заливая в бутылку подкрашенную эпоксидную смолу, имитировать волны с помощью различных пластических материалов. "Море" позволяет сделать корпус модели только до ватерлинии, что уменьшает его габариты и облегчает проникновение в бутылку. Однако, сооружая точную копию корабля, особенно современного, важно показать также и подводную часть модели. Для этого модель нужно установить на специальную подставку, приклеенную внутри бутылки прямо к стеклу. Простейшей подставкой может быть деревянная дощечка, имеющая небольшие штырьки для точной фиксации корпуса корабля.

Как видите, секрет оказался прост. Оценим достоинства и недостатки этого способа сборки корабля в бутылке. Основным достоинством является, безусловно, простота — вся модель собирается на рабочем столе, что не требует сложных манипуляций внутри бутылки. В то же время из этого вытекают и все недостатки. Действительно, построить модель точно по чертежу могут помешать ограничения, накладываемые на ширину корпуса модели. Ведь корпус, вместе со всем такелажем, должен свободно проходить в горлышко бутылки. Тут уже не до соблюдения размеров. Не просто будет построить и модель со сложной архитектурой корпуса или большим количеством парусов — горлышко бутылки не резиновое. Невозможно также будет сделать корпус модели сборным — состоящим из двух или более частей. Все это доставляет много неприятностей моделистам и все же, воспользовавшись традиционным способом сборки, можно построить хорошую модель корабля в бутылке.


Способ — II (Соломинки)

Вскользь уже упоминалось, что корпус модели может состоять из нескольких частей. Чтобы модель получилась интереснее, мы могли бы разрезать широкий корпус вдоль и соединить половинки вместе уже внутри бутылки. Как же быть, если традиционный способ не допускает такой возможности? Здесь нам и поможет способ “соломинок”, существенно расширяющий возможности моделиста.

Этот способ, несмотря на свою сложность, также широко распространен среди моделистов. Здесь нет необходимости делать шарнир в основании мачты и проводить штаги через отверстия в бушприте, не придется и обрезать лишние нити. Секрет в другом.

Корпус модели помещают в бутылку отдельно и лишь затем, прямо внутри бутылки, устанавливают мачты с такелажем, паруса и все остальное. Это становится возможным благодаря тому, что все нити такелажа жесткие, подобно тоненьким соломинкам. Эти нити не мнутся, их не нужно натягивать, достаточно лишь приклеить их к корпусу. Поскольку потрогать модель внутри бутылки нельзя, зритель никогда не отгадает наш с вами секрет. Ему все снасти модели будут казаться сделанными из настоящих мягких нитей.


Перед началом работы, необходимо приготовить достаточное количество жестких нитей. Для этого обычные швейные нитки пропитывают клеем. Затвердев, нити становятся жесткими и прочными (хорошо подходит для этой цели эпоксидный клей). В процессе сборки корабля, просто отрезают “соломинку” нужной длины и приклеивают к мачте или рее. Однако, строя модель, — пока еще на рабочем столе, — нельзя забывать, что ванты, фордуны, штаги, брасы и другой такелаж крепится только одним концом к мачтам, реям и т. п.. К корпусу все нити-соломинки такелажа можно будет приклеивать только на заключительной стадии — сборки внутри бутылки. Благодаря своей жесткости, ванты, штаги и другие снасти сохранят положение и форму, которую вы придали им при изготовлении. После установки мачт в предназначенные для них места, останется только закрепить все свободные концы капельками клея к корпусу модели. Разумеется, это придется делать уже внутри бутылки.

Прежде, чем помещать модель в бутылку, нужно хорошенько подогнать все детали. Убедитесь, что все детали проходят в горлышко бутылки не повреждаясь. Это облегчит последующую сборку и избавит вас от неожиданностей.

Корпус модели может состоять из нескольких частей. Главное, чтобы каждая часть свободно проходила в горлышко.

Установив корпус модели внутри бутылки на предназначенное для него место, поочередно ставят и укрепляют мачты, приклеивая к корпусу свободные концы такелажа.

Реи с парусами, как правило, крепят к мачтам заранее и уже вместе с ними помещают в бутылку. Однако, если модель имеет большое количество прямых парусов, с ними могут возникнуть проблемы. Ведь полностью собранная мачта с парусами может и не пройти в горлышко бутылки. Решить эту задачу можно придав парусам большую подвижность. Для этого, шкотовые углы парусов приклеивают к нокам реев прямо внутри бутылки. При этом реи с парусами, свободно привязанными к мачте за топенанты, легко проходят в горлышко бутылки. Можно воспользоваться и другим способом. К мачтам, в местах крепления топенантов, привязывают или приклеивают маленькие крючки из тонкой проволоки (вместо крючков можно сделать на деревянной мачте небольшие заусенцы). Мачты помещают в бутылку, устанавливают на модель, а затем вешают на эти крючки паруса. Как видите, существует огромное поле для фантазии.

Инструмент для установки мачты.

Так, шаг за шагом, собирается вся модель. Разумеется, на сборку модели внутри бутылки уходит гораздо больше времени, чем при использовании первого способа, но результат оправдывает все страдания.

Попробуем оценить достоинства способа. Сравнивая первый и второй способы сборки видно, что второй способ значительно сложнее. Однако его потенциальные возможности выше. Действительно, сразу становится ясно, что корпус модели может быть любой ширины, в том числе и шире горлышка бутылки (что особенно ценится среди моделистов). Это стало возможно благодаря раздельной сборке корпуса и мачт с такелажем — можно спокойно собрать в бутылке корпус, а затем установить на него мачты и все остальное. Существуют и недостатки. Именно то, что весь такелаж приклеивается к корпусу модели уже внутри бутылки, не позволяет в полной мере имитировать такие детали как руслени, вант-путенсы, юферсы и т. п. Знаете ли вы, что… выпуск-11 Идея перевода часов возникла у американского изобретателя и, по совместительству, президента, Бенжамена Франклина. Он хотел экономить свет в магазинах. Однако, в Америке инициатива была […]

Вконтакте

Что самое главное в отдыхе на курорте? Это не только отдых и развлечения, но и сувениры , которые будут напоминать о приятных моментах. Поэтому мы частенько заглядываем в сувенирные лавки, в поисках чего ни будь эдакого.

Корабль в бутылке это один из тех сувениров, который, не смотря на свой возраст существования на рынке, до сих пор вводит туристов в восторг. У многих сразу возникал вопрос, ну как можно засунуть такой большой корабль, в такую маленькую бутылочку .

Секрета нет, все это делается через горлышко бутылки. Здесь главное терпение, и при желании, вы тоже можете построить корабль в бутылке своими руками . И неважно для себя вы сделаете этот сувенир или в качестве подарка для друзей, главное это, то, что вы смогли его сделать своими руками, а следовательно такой подарок будет ценнее.

А если будет хорошо получаться, можно даже организовать дополнительный приработок, а реализовывать свою продукцию через сувенирные лавки.

В теории сборка корабля в бутылке выглядит следующим образом:

Первым делом необходимо прорисовать модель корабля, чтобы она по размеру поместилась в бутылке, при этом соблюдались его пропорции.

А теперь перейдем от теории к практике.

Из подходящего бруска дерева, лобзиком, вырезается корпус будущего корабля. После чего наждачкой шлифуем поверхность и доводим очертания корпуса до оригинала.

Обязательно проверяем, проходит ли корпус корабля в горлышко бутылки. При этом не стоит забывать, что сверху палубы будет еще крепиться мачта и реи, и они тоже должны пройти в горлышко вместе с корпусом корабля.

Мачты и бушприт изготавливаем из палочек для барбекю. Чтобы создать необходимое заужение на бушприте и мачте, зажимаем палочку в дрель и, приложив наждачную бумагу, снимаем лишнее.

В мачте сверлим отверстия диаметром 0,5мм. (тонкое сверло можно изготовить из куска проволоки, расплескав конец и заточив под сверло). Для крепления мачты с корпусом корабля, просовываем проволоку в нижнее отверстие мачты и сгибаем проволоку буквой П.

Здесь есть небольшой нюанс , первая мачта должна ложиться немного в сторону, иначе если первая мачта ляжет на вторую, то этот кораблик вы уже не засунете в бутылку.

Реи корабля можно изготовить из спичек. В основании реи делаем маленькое отверстие, чтобы можно было прикрепить нитями к мачте. Если просверлить отверстие это для вас проблема, можно поступить другим способом. У основания реи делаем бандаж, из нити оставив два конца, а чтобы бандаж не сполз, фиксируем клеем.

Из нитей натягиваем фордуны и штаги

Не забываем узлы ниток фиксировать клеем.

В процессе сборки, периодически необходимо проверять, проходит ли ваш корабль в горлышко бутылки.

Паруса были изготовлены из тонкой ткани – батиста. Клеим паруса непосредственно к мачте.

Корабль готов, теперь приступаем к изготовлению подставки для бутылки и подготовке самой бутылки.

Бутылку необходимо очистить от этикеток и хорошенечко промыть внутри, после чего даем бутылке высохнуть. Из-за жесткой воды, мы получим потеки как внутри, так и с наружи бутылки, но если снаружи потеки можем удалить тряпкой, то потеки внутри бутылки могут все испортить. Для этого наливаем в бутылку немного спирта и ополаскиваем ее. При необходимости можно намотать на конец проволоки немного ветоши, и промыть бутылку спиртом изнутри.

Имитацию воды в бутылке можно создать, используя замазку (оконную). Для этого оконную замазку смешиваем с масляными красками, до получения необходимого цвета.

Чтобы не испачкать бутылку в замазке, в горлышко помещаем кусочек пергаментной бумаги, и только после этого проволокой проталкиваем замазку в бутылку. При помощи проволоки с изогнутым колечком на конце формируем из замазки волны.

Складываем мачты корабля, аккуратно просовываем в бутылку, и устанавливаем на импровизированном море.

После того как расправили паруса, натянув нити проведенные через бушприт, фиксируем их каплей клея.

Не стоит сразу отрезать нити, лучше выждать денек, чтобы клей высох. Обрезать нить можно кусочком лезвия, закрепленным на проволоке, для этого натянуть нити и провести по ним лезвием возле бушприта.

Вот теперь корабль готов, только не стоит сразу закупоривать бутылку, поскольку из-за влаги, которая содержится в замазке, стенки бутылки запотеют. Необходимо выждать недельку пока влага полностью не выйдет из бутылки, а чтобы за это время пыль не попала в бутылку, горлышко можно заткнуть марлевым тампоном.

Ноя 23, 2016 Геннадий

На морских курортах часто можно встретить торговцев сувенирами, предлагающих купить настоящее чудо – корабль в бутылке. Бутылки могут быть как совсем крошечными, так и весьма солидных размеров, а внутри вместо корабля порой скрываются самолеты, автомобили и даже целые жанровые сцены. Однако, независимо от размеров и содержимого, такой сувенир вызывает огромный восторг.

Кажется, что протиснуть сквозь узкое горлышко целый корабль (пусть даже и в миниатюре) требует вмешательства сверхъестественных сил. Но нет, корабли в бутылках собирают не волшебные эльфы, а люди из плоти и крови. Для них это целое искусство – собрать модель внутри бутылки так, чтобы не повредить ни сам сосуд, ни мельчайшие детальки собираемой конструкции. Еще одно важное условие – собранный внутри бутыли предмет должно быть невозможно вытащить.

История

Искусство собирания конструкций внутри бутылей возникло еще в старину, а точнее, в 17-18 веках, в Европе. И по сей день сохранились некоторые бутылочки, датированные тем временем. Тогда в стеклянных сосудах размещали не только кораблики, но также религиозные и бытовые сценки. В настоящее время даже существуют целые ассоциации мастеров, специализирующихся на создании миниатюр в бутылках.

Можно ли сделать «Корабль в бутылке» своими руками?

Итак, как же происходит процесс возведения в бутылке целого корабля, автомобиля или других конструкций? На этот вопрос сложно дать короткий ответ. Существует бесчисленное множество всевозможных техник и хитроумных приспособлений. Каждый уважающий себя мастер разрабатывает собственную технику и совершенствует уже существующие. Энтузиасты стремятся поместить в бутылку предметы, которые, казалось бы, ну никак не могут пройти через горлышко. С этой целью они изобретают специальные инструменты, приспосабливают магниты, веревку и т.д.

Для того чтобы внутри бутылки оказался плод того или иного растения, его в буквальном смысле сажают внутри сосуда, а когда он созреет, корни и субстрат убираются. Иногда заготовки для таких бутылей выдуваются уже с предметом внутри. Например, в США производятся бутылки с монеткой внутри, которая ни за что не пролезла бы через горлышко.

Проще всего «втиснуть» в бутыль парусный корабль. Из-за своего строения такой кораблик легко можно сделать складным. Мачты крепятся к кораблю с помощью незаметных шарниров, позволяющих сложить их вдоль основной части. В сложенном виде конструкция с легкостью проскальзывает внутрь сосуда. Остается только потянуть за предварительно оставленные длинные нити такелажа, и кораблик распрямится внутри сосуда.

Артем Попов

Некоторые детали парусного корабля

Прежде, чем отправиться дальше, поясним назначение некоторых снастей парусника. На первый взгляд, кажется, что парусный корабль опутан совершенно ненужной паутиной всевозможных канатов, тросов и веревок. Но это не так. За сотни лет создатели парусных кораблей довели их конструкцию до совершенства. Трудно поверить, но в оснастке парусника нет ни одного лишнего каната, ни одной лишней детали. Каждая снасть выполняет свою важную роль и имеет собственное название. Не бойтесь, мы не станем рассказывать обо всех. Остановимся лишь на снастях, названия которых будут часто встречаться в повествовании. Если вам все-таки встретился незнакомый термин – загляните в морской словарь.

Итак, Парусный корабль имеет:

Рангоут (pic. 1) и Такелаж . Рангоут бывает стоячий (pic. 2a) и бегучий (pic. 2b). Разумеется, это далеко не все. Однако именно эти элементы больше других мешают (а иногда, наоборот, помогают) поместить корабль в бутылку.

Рис. 1 Рангоут парусного корабля.

Рис. 2a Стоячий такелаж.

Рис. 2b Бегучий такелаж.

Способы поместить корабль в бутылку

В каждом деле есть свои профессиональные секреты. Немало их и у мастеров, занимающихся созданием кораблей в бутылках. И конечно главный из них, каким образом модель корабля попадает в бутылку с узким горлышком. Непосвященному человеку могут прийти на ум самые фантастические идеи, начиная с расколотой пополам и вновь склеенной бутылки и кончая бригадой дрессированных муравьев, трудолюбиво собирающих корабль под чутким руководством хозяина. Спешим вас успокоить: все делается честно – сквозь узкое бутылочное горлышко.

Самое удивительное, что существуют довольно много способов поместить модель внутрь бутылки. Причем, каждый мастер вносит в, казалось бы давно известный, традиционный способ столько нового, что он превращается уже в нечто иное - в СЕКРЕТ.

Чем хорош тот или иной способ? Все зависит от вашего опыта, мастерства и терпения. Один не требует сложных манипуляций при сборке модели внутри бутылки, но ограничивает мастера в выборе конструкции корабля, не позволяя работать со сложными моделями. Другой, напротив: не препятствует в выборе конструкции корабля, зато сильно усложняет сборку внутри бутылки.

Мы опишем несколько способов сборки модели парусного корабля. Это позволит любому читателю, даже новичку, выбрать вариант по своим силам.