Мастер-класс для педагогов «Казачья кукла-оберег своими руками. Казак из соленого теста. Как сделать соленое тесто для лепки Кубанская казачка сделать куклу своими руками

Куклы ими увлекаются не только дети, но и взрослые. Их можно купить не только в магазине, но сегодня широко распространены куклы ручной работы и они пользуются даже большей популярностью чем магазинные. Изготовить их можно из разных подручных материалов, так и специальные готовые наборы продают для пошива кукол. В общем это очень увлекательное и интересное занятие создать куклу своими руками. Такие куклы будут интересны и для детских игр и для украшения интерьера, а также есть и особые ценители кукольного творчества — это коллекционеры кукол. Поэтому кукол можно создавать для разных категорий людей и для разных целей и все они будут очень востребованы.

Кукол своими руками можно делать из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Сегодня мы посмотрим на мастер классы тканевых кукол из текстиля.
Также смотрите мастер классы с выкройками кукол из фетра

Я давно мечтаю о текстильной кукле ручной работы и поэтому хочу собрать понятные и подробные мастер классы для своей копилочки, чтобы когда появится время и возможность сотворить куклу своими руками, а все необходимые выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секретики по изготовлению, были всегда под рукой для удобного поиска.
Мне пришлось побродить по закаулкам интернета, чтобы отыскать понятные мастер классы. Ссылок на мастеров у меня нет, но автора можно узнать по фото, многие подписаны.

Шаблоны с выкройкой куклы. Куклы тильды своими руками, пошаговые мастер классы.

Шаблон можно сохранить на компьютер и в любом редакторе изменять размер по вашему желанию. Шаблон можно распечатать или приложить к экрану компьютера белый или полупрозрачный лист бумаги и карандашом легонько перевести все части куклы на лист, после вырезать детали куклы.

Все детали переносим на ткань в нужном количестве, не забываем о припусках на швы, заранее рассчитываем размер деталей.

Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.

На всех деталях оставляется небольшое отверстие, для того чтобы их можно было вывернуть, Выворачивать можно с помощью любого тонкого и длинного предмета.

После того как вывернули, детали наполняем плотно, любым подходящим наполнителем.

Оставшееся отверстие зашиваем потайным стежком.

На подошве ноги находим середину, отмечаем ее и подгоняем к швам на голени.

Ноги нижнюю подошву скалываем с голенью булавками

Прошиваем

Выворачиваем и набиваем наполнителем.

Следующая часть работы -это голова, для ее изготовления потребуется шар из пенопласта, они продаются в рукодельных магазинах разных диаметров. А также прямоугольный кусочек синтепона или другого наполнителя.

Оборачиваем шар синтепоном

И вкладываем полученный шар в выкроенную деталь головы с туловищем, сверху голову зашиваем.

Для статичности для туловища наполнитель накручиваем на деревянную зубочистку смазанную клеем.

Подворачиваем выкройку туловища и вставляем накрученный наполнитель внутрь тела

Все детали готовы

С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.

Для того, чтобы пришить детали к туловищу нам понадобятся маленькие пуговки.

Ноги прошиваются подобным образом

Cветлана Некрасова

И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте в гости!

Сейчас мы с коллегами осуществляем большой проект «Традиции казачества » . Это очень близкая мне тема, пусть сейчас это все неоднозначно, много наносного, поверхностного, но за всей мишурой – гордый дух защитников южных рубежей, с устоявшимся семейным укладом, с врожденным чувством патриотизма!

Сегодня я хочу рассказать о мастер – классе для родителей и детей «Казачьи обереги – обрядовые куклы » .

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы ? Наверняка, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой!

Но с древнейших времен по сей день, обрядовые куклы были и остаются далекими от простого развлечения.

Давным-давно кукла спасла человека , она заменила его, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились : она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев . Так ее и называли – берегиня, или оберег . Куколкой - оберегом пользовались , когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали : «Отвернись злом, повернись добром» .

Мы готовы к встрече.


Детям я рассказывала притчи о куклах оберегах , родители ознакомились с разработкой. Остановились мы на кувадках для детей и на «берегине» , которую сделают мамы.



Я даже не ожидала, что мамы так серьезно отнесутся к данному заданию, но как сказала одна из них : «Верю - не верю, а Берегиня, пусть бережет!»


Посмотрите, как увлеченно работают дети и мамы, но по – разному : кто только направляет ребенка, кто – то помогает, а кто – то все делает сам за ребенка!





Вот мы и с кувадками! Пойдем, поиграем, а мамы – поработают!

По этапный показ :

Нам понадобятся :

3-4 ватных диска, 4 квадрата, 1 – большой, 2 – маленьких и один для платочка куколке.

Красные нитки перевязывать куколку и тесьма, ленточки или пряжа для пояса.



Сминаем ватный диск и формируем голову.


Заворачиваем уголки и перевязываем ручки.

Теперь два маленьких квадрата.


Присоединяем по назначению.

Повязываем платок. Сплетаем и завязываем пояс из стольких лент – сколько у вас детей ! У меня – три сына и пояс, соответственно из трех лент.

Вот готова наша Берегиня, осталось попросить защиты и спрятать в доме!

А теперь за дело принялись мамы!





А потом дети, по - секрету, рассказывали, что дома с мамами они делали и «пеленашку» , и «день и ночь» , и «Желанницу» .

Публикации по теме:

"Куколка-оберег своими руками" Мы вместе с бабушками и мамами сделали куколки из ткани, синтепона и шерстяных ниток. Желающих научиться.

Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы» Программные задачи: Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой,.

Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

Цель: Взаимодействовать с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по.

Что-то не торопится весна в этом году. Вот и решили мы с ребятами помочь ей так, как это делалось в старину: изготовить нитяные куклы- веснянки,.

Сейчас я увлеклась историей народных обрядовых кукол и пробую их создавать. Но отказаться от своих интерьерных кукол я не смогла. Многие.

Рахманина Ксения

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за пятнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни. У меня, в отличие от многих современных детей, засыпанных грудами дорогих покупных игрушек, много тряпичных кукол, которые я вместе с мамой мастерила к особым, праздничным датам или делала в подарок, согревая каждую из них своим душевным теплом. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире

Скачать:

Предварительный просмотр:

_____________________________________

______________________________________________________________________________

Онищенко Наталья Геннадьевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №19 Славянского района Краснодарского края

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..…… 4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………….….. 5

2.1 Кукла в жизни человека ………………… …………………………………………...….... 5

2.2 Обрядовые куклы ……………. ……………………………………………………..….…. 6

2.3 Куклы – берегини ………………………………………………………...………………..10

2.4 Языческие куклы в православии ………………………………………………………… 12

2.5 Игровые куклы ……………………………………………………………………………. 13

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...14

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….…………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

«Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали

Бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью

По лицу Земли».

А. Синявский

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за пятнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни. У меня, в отличие от многих современных детей, засыпанных грудами дорогих покупных игрушек, много тряпичных кукол, которые я вместе с мамой мастерила к особым, праздничным датам или делала в подарок, согревая каждую из них своим душевным теплом. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире .

Мастеря очередную куклу, я всегда задавала себе вопросы: «Где и в какое время появилась эта кукла, и как она пришла на Кубань?», «Какими куклами играли в этих краях дети до прихода казаков?», «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?» Ответы на эти и многие другие вопросы я находила в рассказах соседей, родственников и знакомых разных национальностей. Работа над темой оказалась весьма непростой, материалы статей и книг мы смогли найти только в краевой библиотеке им. А.С.Пушкина (г. Краснодар) и в краевой библиотеке им. М.Ю.Лермонтова (г. Ставрополь), что свидетельствует о малой изученности данной темы.

Поэтому целью работы является систематизация сведений о появлении различных видов тряпичных кукол у славян и горских народов, истории их «прихода» на территорию Кубани.

Основными, решаемыми в данной работе, задачами стали:

ознакомиться с основными видами тряпичных кукол, их особенностями;

изучить историю тряпичной куклы народов, живущих и пришедших на Кубань;

пропагандировать лоскутные куклы как средства приобщения к народным традициям;

провести мастер – класс по изготовлению кукол – берегинь и сувенирных кукол среди учащихся школы.

Сегодня традиционная кукла становится универсальным "инструментом" познания мира народной культуры, духовных ценностей, средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу, просто многие о нем позабыли.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 КУКЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Она – царица микрокосма, который отражает наш мир, но

Не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир,

Если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней.»

Гастон Бати, теоретик театра

Кукла – русское слово, родственно греческому «Κŭĸλος» (круг) и так же обозначает некий сверток; близкие значения имеют латинское «cucullus», немецкое «puppe», итальянское «pupazzo».

Кукла в жизни человека, согласно классификации Ольги Фрейденберг в ее книге «Миф и театр», встречается в пяти ролях: в народном обряде, в театре, в священном детстве, в обычае и в быту .

В мировой культуре у кукол – свое место и своя тайна. Не случайно Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный целостный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало , а также помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей.

Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств .

2. 2 ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

«Рассмотрим каждого из нас – одушевленное существо как куклу,

изготовленную богами: чтобы ни побудило их на это – желание избавляться

от нас или найти серьезное приложение своим силам,

мы об этом никогда не узнаем правду!»

Платон

Куклы существуют практически у всех народов мира, имеют тысячи вариантов и используются как в языческих, так и в монотеистических культурах. Могут быть любой величины (от крошечных до гигантских), создаются из соломы, травы, листьев, металла, камня .

С древнейших времен по сей день цель, обстоятельства, смысл обрядовых кукол были и остаются далекими от простого развлечения. Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром. Обрядовая кукла либо бережно хранится и передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается) .

В прежние времена в крестьянском быту кукла занимала совершенно иное место, нежели она занимает в современном обществе. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Удивительно, но, собранная из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица, тряпичная кукла была многолика, передавала характер, была утешницей и подружкой, могла смеяться и плакать .

Самые лучшие наряды люди шили для куклы. У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. .

На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои боги и праздники, значит, были и свои обрядовые куклы. Как-то мне рассказала наша соседка, Наврозашвили Зоя Александровна, что на родине мужа в осетинском селе она наблюдала, как жарким летом носят «ряженую» лопату, зазывая дождь. Так я узнала, что обряд вызывания дождя – «ханцегуаше» (по – адыгски «ханце» - лопата, «гуаше» княгиня, госпожа) адыги проводили обычно в пятницу, в священный день для мусульман. Женщина из деревянной лопаты для веяния зерна делала куклу Ханцегуаше: поперек к ручке лопаты прикрепляли перекладину, наряжали в женскую одежду, взятую у одной самых старых женщин аула. На «шею» кукле вешали «ожерелье» - закопченную надочажную цепь. Женщины, обязательно босые, брали за «руки» куклу и с пением особой песни обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обязательно обливали водой, проговаривая «Боже, прими благословенно». Затем Ханцегуаше устанавливали на берегу реки, и участники шествия начинали сталкивать друг друга в воду, обливать водой. Женщины, вернувшись с реки, устанавливали Ханцегуаше в центре села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг нее до самой темноты. Торжества заканчивались обливание этой обрядовой куклы семью ведрами воды. В других селах Ханцегуаше могли бросить в воду – в реку или море; по истечении трех дней ее вытаскивали и ломали .

Изучив литературу, я узнала, что подобные обрядовые куклы с небольшими отличиями, местными особенностями использовали такие народы, жившие на Кавказе, и пришедшие в свое время на кубанские земли, как ногайцы (кукла Андир - шопай) и армяне (кукла Нурин), абхазы (кукла Дзиов) и даргинцы (кукла Амина или Сутхъатун). У дагестанцев обряд проводился с куклой Годи [см. Приложение I]. Люди не только просили дождя, но и использовали кукол в обрядах для прекращения дождей, в этих случаях обращались к кукле Элие, облаченной в женский наряд .

Я провела исследование на своей улице и выяснила, что на правой стороне ул. Краснодарской находится 40 подворьев. Из них семей казаков – 26, русских семей – 7, грузинских семей – 3, удмуртских семей – 2, чувашская семья – 1 [см. Приложение II].

Проанализировав все полученные данные, мы получили следующие данные. На вопрос: «К какой национальности принадлежит Ваша семья?» все ответили. А на вопрос «Знаете ли Вы сои обряды и традиции? » пять семей из сорока затруднялись с ответом. Третий вопрос оказался самым трудным «А что Вы знаете о тряпичных куклах Вашего народа?» . К сожалению, не все знают своих национальных кукол: ни обрядовых, ни игровых. Но члены русских семей без труда назвали обрядовую куклу Масленница. А одна из грузинских семей Наврозашвили с охотой рассказали мне национальный обряд с куклой Гонджа или Лазаре. Но все с интересом меня слушали, в последствие благодарили [см. Приложение III].

Это исследование в очередной раз подтверждает общность истоков культуры горских народов до сих пор, мирно соседствующих на кубанской земле.

В давние языческие времена люди верили во множество богов, которые «охраняли» дом и скот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай. Известно, что у многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян: они приносили женщин в жертву Великой матери - природе. Именно кукла спасла человека, когда кому-то пришло в голову предложить богам вместо человеческой жертвы – девушки с беленьким личиком, березовое полено, обряженное в цветастый платочек и сарафан. Эту первую славянскую куклу назвали Колодией .

Собиратель и исследователь отечественного духовного достояния А.Н.Афанасьев в одной из книг писал: «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Зимы (или Смерти). Как заключительное действо длившегося целую неделю праздника, со своим установившимся за многие века строгим порядком, они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Зиму, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду, помня, что Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов…». В нашем хуторе до сих пор, в воскресенье, во время проводов Масленицы, её чучело, как олицетворение старого, уходящего, на традиционном гулянии - проводах Зимы, сжигают, помня, что ее уничтожение является залогом рождения нового.

Я помню, как вместе с одноклассницами, готовясь к этому традиционному празднику, решила узнать, какой должна быть настоящая русская обрядовая кукла – Масленица (см. Приложение IV). В одной из книг я прочитала: «Сама Масленица явила белый лик с алыми губками и наведёнными углём глазами в роскошном золотисто-оранжевом наряде, с венчиком из соломенного снопа» .

Следуя русской традиции, мы сделали очень похожую куклу, которую потом и сожгли на школьном дворе. Но вопрос, что за обычай такой в конце чуть ли не всех весёлых народных праздников убивать существо, которому они посвящены, интересует меня до сих пор! Ведь Масленица – отнюдь не единственный мифический персонаж, кончающий свою жизнь в воде или на костре (cм. Приложение V). Привожу историческую справку о праздновании данного языческого обряда (см. Приложение VI).

Работая с литературой по теме, мне удалось узнать, что в русских губерниях наши предки всегда широко отмечали недельный праздник Масленицы . Но нигде мне не встретилось упоминание о кукле. Поставив цель, определить истоки появления куклы - Масленицы на Кубани, мы нашли такие сведения: « В некоторых местах Малороссии был прежде обычай с пением носить по улицам чучело; толпа детей, сопровождая его, бросала снежные комья. В других местах Малороссии возили на санях чучело – Масленицу. Это изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде потом бросали в воду или сжигали на костре в воскресенье» .

Автор данных сведений Александр Васильевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры, жил в девятнадцатом веке (1806 – 1865). Именно им собранные сведения (1848 год) позволяют мне утверждать, что всеми любимую обрядовую куклу - Масленицу вместе с первыми переселенцами принесли на Кубань казаки из Малороссии (запорожцы).

2. 3 КУКЛЫ – БЕРЕГИНИ

Давным-давно кукла спасла человека, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. В Древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы [см. Приложение VII].

С раннего детства я помню сказку «Ивасику - Талэсику», которую часто рассказывала мне прабабушка. В ней главный герой – кукла - мальчик, которого своими руками сделала пожилая женщина, на радость себе и своему мужу. Но кукла ожила и для стариков стала не только игрушкой, но и оберегом их семьи. Мне всегда казалось, что эту сказку для меня придумала бабушка. Я так думала до тех пор, пока в книге О.В.Матвеева «История кубанского казачества» не встретила упоминание об этой сказке, как одной из популярных сказок кубанских казаков (см. Приложение VIII).

Кукла - берегиня, которую называют «День и ночь», уже в девятнадцатом веке бытовала в Тамбовской и Пензенской губерниях, а также в Поволжье (см. Приложение IX). О такой кукле впервые я узнала из рассказа бабушки (по отцу), предки которой (старообрядцы) – выходцы из Тамбовской губернии. Необычно то, что «День и ночь» это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Хозяйка дома утром выставляла вперёд берегиню дневного света, а ночью – берегиню сна. Бабушка рассказывала мне, что такие куклы-обереги передавались на Тамбовщине по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают дом от нечистой силы. Таким образом, я узнала, что эта кукла пришла в наш род , следовательно, и на Кубань, вместе с моими предками – старообрядцами.

В время одной из поездок в Атамань на ярмарке в кукольном ряду мне бросился в глаза листок со следующим текстом:

Мне захотелось не просто узнать, как и откуда появилась на Кубани такая кукла – оберег, но и иметь ее у себя. В продаже этой куклы уже не было, нам предложили немного подождать, пока такую куклу сделают именно для меня. Таким необычным образом у меня появилась куколка-собеседница, куколка-подружка. Да, в первую очередь ей я рассказываю свои сокровенные желания, которые обязательно исполняются. Каждая из вас может сделать такую куклу для себя, помня о важном правиле: никому нельзя показывать Желанницу. Поэтому в работе вы видите куклу – дублера (см. Приложение X).

Любимой кукле я посвятила и строки (см. Приложение XI). Именно она пробудила во мне интерес к тряпичным куклам, как непременному атрибуту девичьего рукоделия, связывающему современную девочку с народными, семейными традициями.

У многих народов в семьях при рождении девочки делались куколки, которые передавались потом по наследству, вручались на свадьбе невестам .

Издавна в русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы именно они отводили на себя недобрые взгляды завистников (см. Приложение XII). Этих кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани. С рождением в семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в доме на почетном месте – в красном углу под иконами. В наши дни отражением этой давней традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа.

Как здорово, что и в двадцать первом веке молодежь помнит и чтит давние традиции. В нашем хуторе свадебный поезд молодой семьи Кулигиных украшала именно такая «чета» кукол, помещенная в круг как символ бесконечного семейного счастья, купленная в теперь уже знаменитой Атамани.

В нашем доме недавно появилась еще одна, ставшая главной в кукольной семье, « Крупеничка » как оберег на достаток в доме (на хозяйственность) (см. Приложение XIII). Я узнала, что на Руси первоначально кукла Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи . Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу девятнадцатого века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Так появились Зерновушки и Горошинки. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Из другого источника я узнала, что Крупеничку обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети . Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Весной зерно доставали из куклы – мешочка и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

Как попала эта кукла на Кубань? Уверена, что каждая семья, из каких бы мест она не шла, брала с собой свою Крупеничку, Зернушку, Горошинку как символ достатка, оберег от голода и старинную насыпную игрушку для детей.

Вот такими бывают куклы – берегини.

2. 4 ЯЗЫЧЕСКИЕ КУКЛЫ В ПРАВОСЛАВИИ

На Кубани, как и в других местностях России, жизнь каждого ребенка начиналась с куклы Пеленашки (см. Приложение XIV). Ребенок еще не родился, а будущая мамочка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке уже мастерила кукленка; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, ведь все это хранило родовую и генетическую память. Мать бережно укладывала «младенчика-пеленашку» его в колыбельку, чтобы кукла грела ее и отпугивала злых духов. Когда появлялся малыш, Пеленашка оставалась рядом, чтобы приходящие гости не сглазили, и только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Было принято смотреть на куклу, приговаривая при этом «Ой, какой кукленок!». Ребенок рос и играл с куклой, ее берегли всю жизнь вместе с крестильной рубашечкой.

К празднику Введения во храм Богородицы издавна на Руси женщины мастерили в подарок для девочек, так как их чествовали в этот день, тряпичную самодельную куклу Эту куклу, одетую в красивые белые (светлые) одежды, дарили ребенку после ее первого причастия .

Своими руками мастерили игрушки на ёлку, в том числе традиционные кубанские куколки-обереги .

А куклу Пасхалинку я сделала специально к светлому празднику Воскресения Господня после того, как на празднике славянской культуры я увидела такую куклу (см. Приложение XV).

2. 5 ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

«Куклы не умирают – в них просто перестают играть».

В. Пелевин

Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление характерно для людей древней славянской культуры .

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Все они «пришли» на Кубань с переселенцами из разных земель и губерний России. Мама часто рассказывала мне, как во времена ее детства, девочки играли в кукурузные куклы. Да, что там во времена её детства, такие куклы были во времена моей бабушки и прабабушки. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки хутора (см. Приложение XVI). А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней птицы, а девочкам, которые вертились вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол. Я долго думала, что такие куклы существовали только на Кубани. Но какого же было моё удивление, когда из книги «Куклы мира» я узнала, что такими куклами играли девочки Кавказа, Испании, Португалии, Мексики .

«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям» .

И всё - таки меня не переставал волновать вопрос: неужели на Кубани нет своей казачьей куклы? Но, увы, мои поиски заканчивались ничем. И только летом 2011 года, в очередной раз, прогуливаясь по кукольным прилавкам Славянского базара [см. Приложение XVII], я увидела книжку «Куколки» [см. Приложение XVIII], заинтересовалась ею и познакомилась с автором лоскутных красавиц Т. Воровьёвой , которая рассказала мне о кубанской куколке Валюшка или Кубаночка. А её, в свою очередь, научила, как правильно делать коренная казачка Нагорная Анна Ивановна (пос. Глебовка Кущёвского района). К сожалению, бабушка Нюра умерла уже, но Слава Богу, благодаря ей, мы не утеряли свою национальную куклу [см. Приложение XIX].

Это ещё раз доказывает, что игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. И изготавливали их чаще всего два человека: дедушка и няня. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними [см. Приложение XX].

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Надо торопиться собрать старые народные игрушки,

пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде

Сувениров и не затерялось в мусоре городов»

Н. Д. Бартрам, художник-кукольник

Вот так кукла оказалась замечательным средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре.

Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами. Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков. Если в каждой семье свернут всего одну лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство? .

А что я лично могу сама сделать, чтобы оживить это искусство? Если подумать, то очень многое … . Помочь младшим школьникам сделать Берегиню дома и подарить на праздник своим мамам, с подружками и старшеклассницами смастерить казачьих куколок - Обережек и вручить их всем женщинам нашей школы на праздничном концерте ко Дню 8 Марта, родителям первоклассников помочь в изготовлении куколок-ангелочков для выпускников на праздник Последнего звонка.

Самое главное нужно делиться своими знаниями и умениями с другими. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни [см. Приложение XXI].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. М., Аванта, 2007, 184 с
  2. Газета Заря Кубани. № 91 (10219) 30 июля 2011. с. 2
  3. Газета Солнечный Дом. №2 (835) 9 января 2012 года
  4. Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая энциклопедия. М., Дизайн-Хаус, 2009, 296 с.
  5. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2004, с. 208
  6. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.
  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. СПб, Паритет, 2002.
  8. http://club.osinka.ru/topic-19576?start=135
  9. Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. - М., Детская литература. ,1987г., с. 190
  10. Мусаева М.К. Традиционные детские игрушки народов южного Дагестана
  11. Педагогический вестник Кубани. №2 (56) 2011. с. 53-54
  12. Праздники народов России. Энциклопедия. М., Росэн, 2004,
  13. Потаповская О. Ангел отворил ворота. // Осень золотая. М., Воскресная школа, №9 -2000, с. 203
  14. Рогочая Людмила. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. Ростов – на – Дону: Булат, 2009
  15. Сборникъ Матерiаловъ Местностей и племенъ Кавказа. Репринтное издание, Тифлис, 1886
  16. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007, с. 736
  17. Толстой Л. Н. Кавказский пленник. - М.: 2001
  18. Троянова Ксения. Кукла из глубины веков.
  19. Юрина Н.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. М., АСТ, 1999, с. 496

ЖЕЛАННИЦА

Кукла Желанница была в деревне у каждой девушки. Показывать её никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьёшь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесёшь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек моё желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но всё, что попросишь, исполнялось!

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги, блогеры, все, кто следит за реализацией межрегионального проекта "Народные куклы нашего края"!

Проект набирает обороты! Коллеги из г.Тулы уже провели два мастер-класса. Прочитать о них вы можете в блогах Наталии Викторовны Кузнецовой и Натальи Владимировны Ефремовой .
Сегодня прошла встреча, на которой мы изготавливали уже вторую куколку. Но эта встреча была не совсем обычной! А все потому, что мы ходили в гости к настоящим казачатам в СОШ № 53 г.Краснодара. Обо все по-порядку...

Идея провести МК с казачатами родилась у нас с Еленой Валентиновной сразу, как только мы определили, что будем делать куклу-Казачку. Самойлова Надежда Александровна , классный руководитель казачьих классов, ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса "Лучший блогер - 2016" в номинации "Блог класса или группы" с радостью подхватила нашу идею, мы обсудили детали и назначили дату. Подготовка заняла несколько дней. Нам нужно было сделать деталь тулова, и подготовить весь необходимый материал, а также сделать презентацию. Все успели.

Ведь когда работаешь в команде, и веселее, и быстрее!

Спасибо за сотрудничество, Елена Валентиновна!

Никак не начну рассказ о самом мастер-классе....

Пришли мы в 53-ю чуть раньше назначенного времени, но все ребята были уже на местах и ждали только нас. Пока мы начали небольшую подготовку, а именно доставали наши подготовленные для каждого участника наборы необходимых материалов, ребята с большим интересом облепили нас. Им было интересно все) Они старались все рассмотреть, расспросить.

Елена Валентиновна сразу включилась в работу. Она рассказывала ребятам очень интересные "штучки", особенности изготовления тряпичных кукол, историю создания, легенды.... пока я настраивала презентацию.

Начала я. Прям как настоящий урок. Рассказала ребятам, что наша Кубань богата природными материалами и полезными ископаемыми, именно поэтому здесь много умельцев и очень много ремесел, характерных именно для нашего региона. Таких как лозоплетение, гончарное дело, деревообработка, ковань, ткачество и вышивка. И с помощью загадки, ребята поняли нашу практическую направленность (хотя они конечно уже все догадывались, что мы будем делать кукол). А далее я показала небольшой ролик, в котором говориться об особенностях кубанских кукол, затем мы с ребятами обсудили его. Предлагаю и вам посмотреть.

А Надежда Александровна рассказала ребятам сказку... Заслушалась и я...

Как четко она подобрала ее, попала точно в цель, а именно в сердца ребят и моё тоже. Обязательно прочитайте ее сообщение "А расскажу-ка я вам..."

А потом мы повторили правила ТБ и принялись за работу. Предлагаю и вам подробный мастер-класс по созданию куклы "Казачки-хозяйки".

Елена Валентиновна демонстрировала ребятам шаг за шагом все действия, а я уже была на подхвате, помогала всем.

Очень рада, что не смотря на свою большую занятость к нам смогла присоединиться Анна Борисовна Ткаченко, директор школы, автор блога "Директор.ru" .

Сначала мы одели рубаху.

Затем сделали рукава.

Подпоясали рубаху.

Дошло дело до юбки. Елена Валентиновна показала, как правильно нужно сложить лоскут ткани, приготовленный для юбки. Тяжеловато было ребятам равномерно распределить ткань вокруг тулова, но они все справились.

Они получились очень красивые. Тут ребята справились все быстро и даже без помощи педагогов.

Осталось дело за малым. Повязать платок. Но под платком было принято носить ОЧЕЛЬЕ. У нас все должно быть правильно, сначала очЕлье, потом платок.

Ну вот точка поставлена. Все довольны. Хвалятся своими куколками.

МИНИ-БАР "ХОХОЛ" - ЗАНАЧКА ДЛЯ БУТЫЛКИ

Мастер-класс от Юлии Лазаревой

Итак, нам потребуется сама бутылка, под которую будет делаться заначка; пластиковая бутылка, - в моём случае это трёхлитровая прямоугольная бутылка, на обычную бутылку 0,5 потребуется пластиковая 1,5-2 литровая, на 0,7 - 2-2,5 литровая (надо смотреть непосредственно по бутылке того, на что готовится заначка); ткань белая и синяя креп-сатин или атлас; толстые любые нитки; поролон; синтепон; толстая проволока; тесёмка; лента красного цвета; телесные колготки 40 ден; и небольшой кусок плотной ткани красного или чёрного цвета.

Первое, что мы делаем - обрезаем верхушку пластиковой бутылки. Я обрезала таким образом, чтобы подложить на дно ещё ….не знаю как это называется, - не пенопласт, но что-то очень похожее. Делать это не обязательно, мне надо было это сделать, чтобы бутылка спиртного стояла повыше (хохол обещал получиться крупным, толстым, поэтому надо было, чтобы он при этом не был коротким).


Далее, мы отрезаем прямоугольник поролона толщиной 1-1,5 см. Ширина прямоугольника должна в стык обернуть бутылку, а длина должна быть с расчётом на то, чтобы её хватило завернуть полностью вовнутрь. Но опять же - надо смотреть какая у вас бутылка и какая основа под бутылку, возможно не потребуется закладывать внутрь поролон. В этом случае нужно будет обрезать поролон только на длину самой пластиковой бутылки.


Теперь сшиваем поролон встык, аккуратность тут не особо требуется, поскольку всё закроется. Низ поролона у дна бутылки прошить через край и стянуть, верх - то же самое. Ту часть поролона, которую вкладываем в бутылку, сшивать не надо, потому что его ещё надо подкорректировать - лишнее обрезать, чтобы не было внутри бугров, потом можно под поролон немножко налить клея, чтобы он не елозил.

Толстой ниткой перетягиваем примерное место талии хохла - это для нашего удобства.

Теперь натягиваем чулок на эту конструкцию. Поскольку у меня большая бутыль, я взяла самую верхнюю часть колготок. Для меньшего объёма потребуется та часть колготок, которая должна натягиваться на ногу. Вкладываем кусочек синтепона выше талии - это будет пузо, и на противоположную сторону, только уже ниже талии вкладываем кусочек синтепона, чтобы выделить попу нашего хохла. Чулок затягиваем на самом дне бутылки, а сверху через край пришиваем к поролону.

Из проволоки делаем заготовку рук. Обматываем его поролоном и синтепоном.

Далее прошиваем на машинке ладошку, натягиваем на заготовку. Полоску чулка так же прошиваем и натягиваем на оставшуюся часть рук (её не будет потом видно, поэтому можно использовать резинку от капроновых колгот). На ладошках прошиваем ямочки прямо насквозь.

Пришиваем ручки к туловищу как показано на фото.

Теперь отрезаем три кусочка белой ткани - рукава и ту часть, которая будет одеваться на туловище (эта же часть будет вкладываться внутрь бутылки). Её нужно сложить вдвое и сшить такой своеобразный мешочек с рукавами, как показано на фото. Рубаха должна получиться свободненькой, - на фото видно.


Одеваем этот мешочек на нашего будущего хохла, затягиваем рукавчики. По талии закалываем иголочками.

Теперь отрезаем прямоугольник синей ткани для штанишек. Он должен быть шире самого хохла. Сшиваем его и на противоположной стороне от шва сделать строчку на машине. Шов и противоположную строчку от талии и почти до низа нужно пришить к поролону, - это будет имитация ног. Низ и верх будущих штанишек прострочить на машинке при слабом натяжении нити, чтобы потом можно было затянуть на талии и внизу у дна бутылки. К основе пришиваем их вручную аккуратненько.



Теперь талию оборачиваем лентой и пришиваем краешек ленты к телу.

Теперь приступаем к голове. Голова у нас будет одеваться на горлышко бутылки, соответственно в голове должна быть дырка. Основу дырки для меньших объёмов я делала из роликов, которые остаются от бумажных полотенец или туалетной бумаги, когда они заканчиваются. Но в данном случае ролик не подошёл по размеру. Пришлось искать что-то другое, я решила использовать верхушку от 1,5 литровой пластиковой бутылки (ничего другого на ум не пришло). Отрезаем кусок поролона, чтоб его хватило обернуть один раз нашу верхушку и вложить вовнутрь верхушки.

Обернули встык, зашили, внутрь налили немного клея и приклеили вложенную часть поролона. Вот такой кулёчек у нас получился.


Этот кулёчек нам нужно теперь обернуть синтепоном. Отрежем кусочек капроновых колготок, натянем на нашу будущую голову. Верхушку колготок заколем булавкой на макушке (не зашиваем пока!). Через низ вложим кусочек синтепона для носика.

Теперь булавочками намечаем места будущих утяжек носа. На фото я отметила их цифрами. Сначала несколько раз прошить из 1 во 2. Потом из 2 переходим в 3, не обрезая нитки. Теперь несколько раз из 3 в 4.

Нитку не обрезаем. Намечаем булавками ноздри. Это будет точки 5 и 6. Из точки 4 переходим в точку 5, прошиваем несколько раз. Выходим в точке 4, переходим в точку 3, и из точки 3 переходим в точку 6. Так же несколько раз прошиваем. Выходим в точке 3. Нам нужно сделать крылья носа. Для этого из точки 3 нужно в эту же точку вернуться через точку 5, но нитка при этом проходит сверху. Затянуть. Теперь из точки 3, перейти в точку 4. И так же делаем вторую сторону - из точки 4 вернуться в точку 4, через точку 6, нитка сверху. Затянули.

Теперь сами ноздри. Наметить булавочками, как показано на фото и утягиваем - из точки 3, перейти в т.5 и вернуться в точку 3 через левую булавочку, нитка сверху. Затем перейти в т.4, из неё перейти в т.6 и вернуться в т.4 через правую булавочку….когда будете делать, будет понятно. Нитку не отрезаем. Если закончилась нитка, аккуратно завязываем узелок и уже с новой ниткой переходим к следующему этапу.

Теперь через низ чулка вкладываем кусочки синтепона, формируя лицо - щёчки, подбородок, губы. Намечаем точки утяжек, как показано на фото. Из точки 7 переходим в точку 8 и обратно, так несколько раз. Потом из точки 8 переходим в точку 10 нитка сверху и выходим в точке 9. Затягиваем и несколько раз прошиваем точки 9 и 10.

Теперь через верх чулка вкладываем два кусочка синтепона для ушек. Делаем «заметочки» булавками на середине основания ушка и прошиваем эту точку нитка сверху - снизу и сверху. На фото должно быть понятно.

Вот что должно получиться.

Делаем чуб. Обрезаем сверху лишнюю часть чулка, оставшуюся по краю прошиваем стежками, берём прядку волос и вместе с этой прядкой затягиваем нить. Ещё несколько раз аккуратно закрепляем, завязываем узелок и обрезаем нитку.

Ещё две прядки пришиваем на место усов.

Теперь низ чулка можно затянуть, вложить внутрь головы и пришить, протянув нитку через горлышко и выводя иголку на макушку.

Пришиваем тесьму на место ворота, но это надо делать, примерив тесьму при наличии головы на своём месте.

Из плотной красной ткани вырезаем овал на дно хохла и четыре полуовала на боты. Сшиваем полуовалы, выворачиваем, набиваем синтепоном и пришиваем ко дну бутылки. Сверху - закрываем овалом такой же ткани и пришиваем.

Ну и всё….Румяним щёки, рисуем акриловыми красками бровки и ВУАЛЯ!!! Наш гарный хлопец готов!